Про порушення Російською Федерацією імперативних норм міжнародного права
1 марта 2014 года в 17.21 по киевскому времени Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации единогласно поддержал обращение Президента Российской Федерации В.В. Путина о введении «ограниченного военного контингента» вооруженных сил России на территорию Украины.
Это решение было принято в нарушение Устава ООН, Декларации о принципах международного права 1970 года, Хельсинского заключительного акта СБСЕ 1975 года, Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Украиной 1997 года, а также целого ряда других международных договоров. В то же время демонстративный отказ Российской Федерации от предварительных консультаций с Украиной и государствами-гарантами ее территориальной целостности (Великобританией, США, Францией и Китаем) является показательным пренебрежением своими международно-правовыми обязательствами, закрепленными в Будапештском меморандуме 1994 года.
Этот правовой нигилизм подтверждается заявлением Президента Российской Федерации В.В.Путина, сделанным во время пресс-конференции 04 марта 2014 года. В частности, В.В. Путин заявил, что в результате событий последних нескольких месяцев на территории Украины возникло новое государство, в отношении которого Россия никаких обязывающих документов не подписывала.
Решение Совета Федерации ФС РФ о применении вооруженных сил на территории независимого суверенного государства, одного из основателей ООН, противоречит нормам международного права, касающихся ситуаций, когда защита прав и законных интересов собственных граждан, которые пребывают за пределами территории своего государства, допускают военное вмешательство государства их гражданства. Согласно Конституции Украины и соответствующих норм международного права Автономная Республика Крым является неотъемлемой частью Украины и одной из административно-территориальных единиц государства Украина. Подчеркиваем, что ни одна надлежащим образом уполномоченная национальная, иностранная или международная организация не заявляла о нарушении на территории Украины (в частности, в Автономной Республике Крым) прав человека, что требовало бы вмешательства какого-либо международного субъекта или международного сообщества. Таким образом, обращение самозваных руководителей одной из административных единиц Украины – Автономной Республики Крым – к российским властям с призывом предоставить военную помощь является противоправным, а любые решения, принятые на основании этого обращения, нелегитимны. Это подтверждается, в частности, установлением криминальной ответственности за публичные призывы к развязыванию войны как по законодательству Украины (статья 436 Уголовного кодекса Украины), так и по законодательству Российской Федерации (статья 354 Уголовного кодекса РФ).
Признаки этого же преступления явно присутствуют в так называемом Заявлении гражданина Украины В.Януковича к Президенту России В.В. Путину с просьбой использовать Вооруженные Силы Российской Федерации для восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности и защиты населения Украины. Указанное Заявление прямо противоречит статье 85 Конституции Украины, согласно которой право принятия решения о допуске иностранных вооруженных сил на территорию Украины принадлежит исключительно Парламенту Украины.
Применяя принцип добросовестного толкования международных договоров, констатируем существенное нарушение положений Соглашения между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 8 августа 1997 года, в частности пункта 1 статьи 6, где определено, что воинские формирования Черноморского флота РФ «осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации, уважают суверенитет Украины, соблюдают ее законодательство и не допускают вмешательства во внутренние дела Украины». Нарушен также и пункт 2 статьи 8, в соответствии с которым воинские формирования Черноморского флота РФ «проводят учения и другие мероприятия боевой и оперативной подготовки в пределах учебных центров, полигонов, позиционных районов и районов рассредоточения, стрельбищ и, кроме запретных зон, в отведенных зонах воздушного пространства по согласованию с компетентными органами Украины». ...
Пренебрежение Российской Федерацией основными принципами международного права неизбежно приведет к серьезным политическим, экономическим, военным потерям в условиях современного глобального мира, к дестабилизации ситуации не только в Восточной Европе, но и внутри России. Использование Россией как повода к военной агрессии несуществующие и неподтвержденные нарушения коллективных прав населения определенного региона или регионов Украины в будущем с большой вероятностью станет прецедентом для аналогичного военного вмешательства во внутренние дела других государств со стороны многонациональной Российской Федерации и может быть использовано другими государствами для вмешательства во внутренние дела России и поддержки сепаратистских движений в ее отдельных регионах.
Политика Российской Федерации по отношению к Украине разрушает не только двустороннюю международно-правовую базу. Она угрожает общей системе международного права.
Международное право есть и остается инструментом мирного разрешения споров между государствами. Любое вмешательство одного государства во внутренние дела другого является недопустимым и должно быть осуждено международным сообществом.
Еще раз подчеркиваем, что своими действиями Российская Федерация нарушила императивные нормы общего международного права (jus cogens), которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо (статья 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года). Нормы jus cogens есть критериями для определения законности других норм и фундаментом международного правопорядка. Таким образом, заявление Президента Российской Федерации В.В.Путина о непризнании Правительства Украины противоречат международному праву.
Исходя из того, что нарушение Российской Федерацией норм jus cogens есть прямым посягательством на интересы мирового сообщества в целом, это создает для государств обязанность не допустить их безнаказанность как obligatio erga omnes (обязанность перед всеми). При этом, осуществление преступления агрессии несет за собой криминальную ответственность определенных должностных лиц государства-агрессора.